Когда душа видит сны, она – театр, актеры и аудитория.
Джозеф Аддисон
В психике человека сны и подсознание – одна из самых больших загадок, самое непонятное и неизученное явление. На этом Кристофер Нолан, автор сценария и режиссер в одном лице, строит свою картину "Начало", идею которой он вынашивал около десяти лет. Автор выстраивает интересные миры из реальной нереальности, которой можно управлять силой воображения, следуя незамысловатым правилам, погружаясь все глубже и глубже, располагая все большим и большим запасом времени. Сон во сне, причем на нескольких уровнях. От такого бы дедушка Фрейд, наверное, уже в гробу перевернулся. Однако художник имеет право творить. В современном киноискусстве все делается из стандартных кубиков, вопрос лишь в том, во что эти кубики покрасить и как сложить. На мой взгляд, собраны и разрисованы они весьма удачно. Правда, фильм иногда напоминает коллективную компьютерную игру через Интернет: совместные действия в иррациональном мире, использование термина "уровень". Да и основные идеи кинокартины не новы. Достаточно вспомнить евангельский сюжет о поклонении волхвов и их совместном сновидении, древние легенды о субъективности восприятия времени и асинхронности его течения в разных мирах. Некие Проекции бродят по снам, нападая на Архитектора снов, прямо как Союзники у Кастанеды. И Нолану удалось "сварить" весь этот "компот" в своем фильме.
Конечно же, картина отражает западное или американское понимание жизни, в основе которой лежит опора на технику. Какой замечательный серебристый усыпляющий чемоданчик с неизвестным устройством! Нажал кнопочку – и все уже находятся в совместном сновидении. Решение вопросов и обсуждение проблем происходят так, как это делается в современной транснациональной корпорации. В финале фильма героям только и остается, что ударить по ладоням, а потом воскликнуть: "Мы сделали это!".
Характер главного героя Дома Кобба, которого бесподобно играет Леонардо ди Каприо, раскрывается через взаимоотношения с двумя женщинами: одной – реальной и правдивой, другой – иллюзорной и не существующей на самом деле. Личность Кобба противоречивая, и вскоре его противоречия становятся проблемами всей группы. Остальные герои (за исключением женщин) тоже имеют ярко выраженные внешние черты, но характер их не отражен. Они прямолинейны и предсказуемы. К слову сказать, один герой восточного происхождения выглядит немного комично. Вероятно, этот персонаж нужен режиссеру для придания картине элементов юмора.
Хочется отметить хорошую графику и спецэффекты, реализованные в "прорисовке" изящных миров подсознания и состояний невесомости. Большое спасибо мастерам дублирования, поскольку основная идея картины раскрывается через диалоги
Вот только музыку я как-то не совсем ощутил. Во время просмотра тщетно пытался уловить мелодию, но ничего, кроме песенки Эдит Пиаф, так и не запомнилось. А может быть, мелодия фильма просто проникла в мое подсознание, и я ее вспомню в очередном сновидении?