Theatre HD: Аида
(Aida)
Для печати
"Аида" Верди – нечастый пример того, как опера, написанная "по случаю", сумела стать сверхпопулярной, завоевать подмостки всего мира и любовь каждого слушателя, отделившись от обстоятельств своего создания, но сохранив все элементы, сопровождавшие ее сценическое рождение.
Верди сочинил "Аиду" к открытию Суэцкого канала, и трогательный сюжет из древнеегипетской жизни был представлен с привлечением самых масштабных технических средств и впечатляющих эффектов, доступных эпохе. С тех пор "Аида" остается воплощением всего самого пафосного и одновременно лиричного, пронзительно-нежного, что было поставлено на оперных сценах за прошедшие со дня ее премьеры 140 лет.
Над ней иронизировали: "чувства египетской принцессы, фараона… мне непонятны", – утверждал Чайковский; опера стала одним из источников собирательного пародийного образа вампуки. Но перед ней и преклонялись: именно "Аида", услышанная юным Джакомо Пуччини, перевернула его жизнь и заставила стать оперным композитором.
С момента американской премьеры в 1884 году "Аида" не покидала сцену Мет, присутствуя в афише каждого сезона, и общее количество представлений давно перевалило за 1100. Такое постоянство лучше всего отражает значение этой оперы в музыкальном мире: ведь не случайно булгаковский профессор Преображенский считал присутствие "Аиды" в репертуаре театров непременным условием мировой гармонии.
Нынешняя постановка Сони Фрисселл впервые увидела свет в 1988 году, и в ней успели поучаствовать все звезды прошедших десятилетий. И сегодня именно к "Аиде" тянутся лучшие силы – на весь мир Метрополитен транслирует спектакль с участием самого харизматичного Радамеса наших дней, Роберто Аланьи, и самой царственной Амнерис, Ольги Бородиной. В роли Аиды в Мет дебютирует украинская певица Людмила Монастырская, обладательница роскошного сопрано и сокрушительного актерского темперамента. Для тех, кто пристально следит не только за оперными, но и за балетными новинками, в "Аиде" припасена отдельная "изюминка" – два хореографических номера в постановке Алексея Ратманского, обновившего три года назад танцы в старом спектакле. Классические балетные па отлично поддерживают полагающийся "Аиде" статус "большой оперы" и делают зримыми блестящие музыкальные акценты. За дирижерским пультом – Фабио Луизи, главный дирижер Метрополитен.