Кружевница
(La dentelliere)
Фестиваль французского кино
Для печати
- Приз Экуменического жюри МКФ в Каннах.
Драма по роману Паскаля Лене "Нежные кузины" в постановке не плодовитого, но яркого швейцарца Клода Горетты, лауреата Каннского и Берлинского МКФ.
Как любят отмечать литературоведы, "Кружевница" - самая знаменитая франкоязычная книга "поколения отчуждения", утратившего способность отличать подлинное от ложного, истину от фальши. В ней Лене описывает буржуазный модуль мировосприятия во вполне "мыльной" истории о том, как излишне тесный контакт "простой" девушки и "сложного" молодого человека из хорошей семьи заканчивается трагически. Цельная, без червоточин натура 19-летней ученицы парикмахера Помм совершенна в своей обыденности. Она спокойна, наивна, простодушна и питает искреннее почтение к "господам". Молодой "господин" Франсуа, которому Помм безраздельно вручает свою незатейливую жизнь, как подобает своему статусу, принимает дар, ничего не предлагая взамен. Но настанет день, и он вспомнит бедную девушку, чью тайну так и не смог раскрыть..." Роль сломленной несчастной любовью Помм создана Юппер словно бы из одних полутонов. Работа актрисы отличается неяркими, приглушенными интонациями, скованными, словно боязливыми, движениями и жестами. Но они выглядят столь органичными, что киномир немедленно признал в Изабель "звезду", хотя для многих, включая и коллег Юппер, это стало неожиданностью.
Вот что говорил об этом экс-председатель "Сезара" Д.-Т. дю Плантье: "Когда я впервые посмотрел "Кружевницу", я расстроился: мне показалось, что это "послание", личное письмо Юппер, крик ярости и отчаяния, эта работа, подумал я, понятна и интересна лишь нам двоим. Я стал продюсером фильма под нажимом актрисы, против своей воли. Я был уверен, что нас ждет провал. К счастью, я ошибся, и никто никогда не сможет мне объяснить, как случилось это чудо - успех у зрителей по всему миру: почему такая сугубо личная история - наша история - была прочитана, как история про многих и для многих".
А современные критики любят сопоставлять Помм со свежими работами Юппер ("Пианистка"), в которых так много общего в подходе к фрейдистским мотивам, нередко скандального толка. Юппер претендовала на итальянский "Давид" и английскую премию BAFTA, представляла "Кружевницу" на Московском МКФ. В карьере Юппер это 8-й результат, а у Горетты - лучший.