Рай и ад
(Tengoku to jigoku)
Неделя японского кино
Для печати
- Основан на криминальном романе Эда МакБэйна.
Этот гениальный фильм Куросавы с Тосиро Мифунэ в роли Кинго Гондо, богатого промышленника, который узнает, что его сын был похищен сумасшедшим, потребовавшим огромный выкуп. Если бы Гондо заплатил деньги, это разорило бы его. Еще до того как Гондо принял решение, его сын возвращается домой, и зритель узнает, что похищен сын его шофера, товарищ детских игр мальчика. Гондо сталкивается с тяжелейшей моральной дилеммой: стоит ли сын шофера столькоже, сколько стоит его сын? Когда похититель звонит по телефону и признает свою ошибку, сумма выкупа остается прежней. Первоначально Гондо отказывается, но совесть мучает его.
В этой работе Куросава замечательно развивает интереснейшую в визуальном плане структуру стиля в широком формате. Первая половина фильма размещена в гостинной Гондо в его доме на вершине холма и характеризуется статичными кадрами. Камера может в течение нескольких минут быть направлена на какую-либо одну композицию. Бег времени обозначается уборкой и мытьем полов, создавая насыщенную саспенсом атмосферу. Эта статичность внезапно ломается во второй половине фильма, включая охоту на преступника, и снято все в обычном режиме съемки и монтажа - ритм становится бешеным по сравнению с первой половиной фильма. Снят этот драматический триллер в цветном и черно-белом изображении.